
Органическое производство.
Биологическая защита
В связи с обостряющейся экологической ситуацией в мире, растущими темпами заболеваемости и смертности все большее признание среди производителей продовольственного сырья и продуктов питания находит органическое земледелие.
Всем известно, что производство продуктов питания представляет собой совокупность последовательных процессов выращивания, переработки, хранения, транспортировки сырья. Борьба с накоплением вредных веществ в продукции, в первую очередь, необходима на ранних этапах выращивания сельскохозяйственных культур. Бесконтрольное применение химических пестицидов и агрохимикатов, регуляторов роста растений приводит к накоплению в растениеводческой продукции токсических соединений, нитратов и тяжелых металлов.
Поэтому глобальной проблемой в настоящее время является поиск таких методов борьбы с болезнями, вредителями и сорняками, которые не оказывают негативного влияния на качество конечной продукции.
Эффективной альтернативой химической защите растений является биологическая защита, которая подразумевает использование человеком живых организмов (бактерий, грибов, насекомых) и их метаболитов в борьбе с вредными объектами.
В настоящее время перед агропромышленным комплексом России стоит задача биологизации земледелия, направленная на комплексное сохранение, повышение плодородия почв и переход к органическому производству.
Одной из главенствующих причин применения биологической защиты растений является ряд ее преимуществ по отношению к химической:
-
биологические средства защиты практически неопасны для человека, теплокровных животных, рыб и пчел;
-
не оказывают отрицательного воздействия на окружающую среду;
-
подавляют лишь объект своего действия, не затрагивая другие организмы (т.е. являются видоспецифичными);
-
обладают широким диапазоном применения – от протравливания семян до возможности обработок на всех этапах развития растений;
-
не вызывают резистентности у вредных видов;
-
не имеют накопительного эффекта в растениях и почве;
-
являются средствами снижения стресса растений от воздействия химических пестицидов;
-
способствуют развитию полезной микрофлоры почвы.
На сегодняшний день имеется три основных способа биологической защиты растений:
-
обработка почвы биофунгицидами на основе штаммов полезных грибов и бактерий, защищающих семя и корневую систему от фитопатогенной инфекции;
-
обработка растений биологическими препаратами в течение вегетации против спектра заболеваний и вредителей;
-
привлечение на посевы культурных растений насекомых-энтомофагов, способных паразитировать и хищничать на вредителях.
Широкое применение в настоящее время находят биофунгициды на основе природных штаммов бактерий родов Bacillus, Pseudomonas, гриба Trichoderma, биоинсектициды на основе штаммов бактерий родов Bacillus, Streptomyces, грибов Beauveria, Lecanicillim, Metarhizium.
ООО УК «АБТ-групп», ООО «АгроБиоТехнология» совместно с ФГБНУ «Всероссийский институт защиты растений» являются разработчиками и регистрантами биофунгицидов на основе полезных штаммов бактерий и грибов, в частности Bacillus subtilis (Алирин-Б, Витаплан, Гамаир) и Trichoderma harzianum (Стернифаг, Трихоцин, Глиокладин) в различных препаративных формах, являющихся эффективными средствами профилактики и борьбы с доминирующими возбудителями заболеваний растений как открытого, так и закрытого грунта.
Полевой стационар ООО НИЦ «Агробиотехнология» служит исследовательской базой испытаний новых штаммов микроорганизмов, способных бороться с вредителями и фитопатогенами. Ежегодно на опытном участке производится посев более 50 полевых и овощных культур для изучения действия бактерий и грибов, как агентов подавления возбудителей заболеваний и уничтожения сельскохозяйственных вредителей. Возможность использования данных штаммов в разработке новых биопрепаратов позволит сделать дополнительный шаг на пути перехода к органическому земледелию.
Основные проблемы органического производства
«Органическое производство — природоподобная технология,
которая не наносит урон окружающему миру,
а существует с ним в гармонии и позволяет
восстановить нарушенный человеком баланс
между биосферой и техносферой».
В.В. Путин
(Генассамблея ОНН 28 сентября 2015 г.)
В настоящее время в связи с обостряющейся экологической ситуацией потребность населения в экологически чистой продукции занимает все большее место. Употребление в пищу некачественной продукции напрямую связано с повышением уровня заболеваемости и смертности.
Производство органической продукции является совершенно новым, перспективным направлением в аграрной отрасли. Органическое производство не загрязняет почву, воду и атмосферу – оно основано на естественном плодородии и природосберегающих технологиях. В органическом земледелии приоритет отдается сохранению и воспроизводству здоровья почв, экосистем и людей.
Органическое земледелие – это такая форма ведения агропроизводства, которая подразумевает минимизацию применения синтетических удобрений, ГМО, гормонов роста, антибиотиков, химических пестицидов и ядохимикатов либо полный отказ от них. В системе органического земледелия имеет место быть соблюдение севооборотов и агротехники, выращивание адаптивных сортов и пород, применение органических удобрений (навоз, компост, пожнивные остатки, сидераты), биологических систем защиты растений и биотехнологий на основе почвенных микроорганизмов.
Задачами, которые может решить органическое сельское хозяйство, являются:
-
Увеличение объемов сельскохозяйственного товарооборота и импортозамещение высококачественной сельскохозяйственной продукцией.
-
Повышение рентабельности сельхозпроизводств.
-
Снижение потребности в агро- и ядохимикатах и, как следствие, экономия затрат в условиях отказа от химикатов.
-
Проблема нехватки кадров в сельской местности — мобилизация кадров в села, так как органическое земледелие обеспечивает на 30% больше рабочих мест на гектар, нежели неорганическое.
-
Улучшение химического состава почвы, обогащение питательными элементами и гумусом без потерь урожайности. Предотвращение почвенно- экологического кризиса.
-
Сохранение видового разнообразия экосистем.
-
Снижение энергетических и экономических затрат на проведение технологических операций.
-
Поддержка концепции устойчивого развития - сокращение объемов выбросов парниковых газов.
-
Снижение вероятности возникновения отрицательных изменений в окружающей среде, а также снижение затрат на восстановление экологической обстановки.
Российская Федерация обладает мощным потенциалом для развития органического земледелия. Однако, за последние годы значительного скачка в развитии отрасли органического агропроизводства отмечено не было, так как на этапе перехода к органическому земледелию возникает ряд проблем:
-
Высокая себестоимость продукции, выращенной в условиях органического земледелия относительно продукции промышленного производства.
-
Недостаточная осведомленность потребителей об органических продуктах на рынке продовольствия. Большинство населения не имеют точного представления о значении термина «органический продукт» и различиях в органических и неорганических продуктах.
-
Недоступность органической продукции большинству населения в связи с высокой ценовой категорией таких продуктов.
-
Большой ассортимент продукции здорового питания на полках в супермаркетах (под знаками «эко», «био» и др.), которые попадают во внимание людей и ошибочно расцениваться как органические.
-
Отсутствие инфраструктуры для исполнения Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Без четкого распределения ролей между государством и сельхозтоваропроизводителями реализация законопроекта будет оставаться неэффективной.
-
Большое количество импортной продукции под известными брендами вызывает недоверие населения к появлению органической продукции российского производства.
-
Отсутствие образовательных программ и недостаточное количество научных исследований в сфере органического производства.
-
Отсутствие налаженных сбытовых контактов органической продукции в другие страны.
Таким образом, для формирования полноценной сферы органического производства производителям необходимо владеть информацией о рынке сбыта, спросе населения на данную продукцию, а затем разрабатывать технологические стратегии увеличения объемов производства и продаж.